Главная  Проектирование самолета 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Конструкцию агрегата, узла или детали *. Известно, например, что монолитные фрезерованные конструкции, конструкции из титана или стеклопластиков в настоящее время значительно дороже, чем аналогичные сборные узлы, узлы из алюминиевых сплавов или стали. Однако монолитные детали, детали из дорогостоящих материалов могут дать значительную экономию массы. Это противоречие массы и стоимости приводит к необходимости определить весовой эквивалент стоимости, найти границу, разделяющую целесообразные варианты решений от нецелесообразных.

При решении данной задачи принимаем, как и раньше, (L, / ц.н> V) = const. Считаем также, что изменение стоимости самолета не приводит к изменению ресурса его конструкции, т. е. считаем Тс = const.

Из условия (3.56) имеем

* %- АС = О, (3.82)

Am

агр

где Ат,гр - изменение массы агрегата, узла или детали; АСс - изменение удельной стоимости самолета.

Производная да/дтагх, = daldmon применительно к самолетам гражданской авиации определяется по формуле (3.74) при [ра, Ро) = const или по формуле (3.78) при (S, Ро) = const. Производная да/дСс определяется по формуле

да 1,4 1 -f fep. с (ТсДс - 1) /Пдуст

Икомрейс

Подставим значения производных в (3.56). Тогда получим абсолютное значение отношения АСс/А/Пагр (руб./кг) при условии, что АС(. = АСс/Ипуст-

Полагая (ро, Ро) = const, получим

ТсткомУуе&сХт U + h {\ - т.)-{- bm.j расх] W4l+kp.oiTo/to-m

(3.83)

при (S, Ро) = const

(3.84)

ТоткомКрейсХт [fe (1 - т) -f т. расх] ~ lOni+fep.ciTc/c- 1)1

В формулах (3.83) и (3.84) moM в т, а многочлен в квадратных скобках (в числителе) имеет размерность коп./(т-км).

Стоимость конструкции самолета составляет по статистике 65 ... 75 % от стоимости пустого самолета с оборудованием. Поэтому при определении дополнительной стоимости конструкции самолета, оправдываемой уменьшением ее массы на 1 кг, значения

* Возможна и обратная задача, которая ставится следующим образом: при каких условиях целесообразно применить более тяжелую, но более дешевую конструкцию?

]АСс/А/Пагр, определяемые по формулам (3.83) и (3.84), надо умножить на коэффициент р = CkoJCc = 0,65 ... 0,75. В примерах расчета будем принимать р = 0,7. Обозначим

АС* = i АСс/А/Пагр I р. (3.85)

где Сагр - стоимость 1 кг исходного агрегата, узла или детали; /Пагр - масса исходного агрегата, узла или детали; Сагр. нов, /?Jarp. нов - стоимость 1 КГ И мзсса нового агрегата, узла или детали (взамен исходных).

Рассмотрим для определенности случай, когда /Пагр.нов < / агр. а Сагр. нов > Сагр. СТОИМОСТЬ (руб.) ИСХОДНОЙ конструкции агрб-гата, узла или детали

Сагр = Сагр/ агр- (3.86)

Стоимость новой конструкции с меньшей на А/Пагр массой

Сагр. нов = Сагр ( агр - A/Hgrp) -j- АСс А/Пагр, (3.87)

где АСс - экономия (руб.) от уменьшения массы конструкции на 1 кг.

Разделим левую и правую части (3.87) на произведение

Саграгр - Сагр-

Сагр. нов аграгр -rpAWarp + Cmp

Саграгр

аграгр

+ Аагр (с - агр) СагрИагр

ДОТа

/Пагр

\ Сагр

Но A/?Zarp = Иагр агр. нов- ТОГДа

Сагр. НОР 1 4 £%1Р - агр.нов Сагр агр

(-5-1

\ Сагр

тагр АС Warp. НОВ

/. тагр.нов\ 1

- + \ тагр ) \Сагр

>агр,

агр /ДС J

агр

откуда

Ас;/Сагр-1

/Паг! -с/--агр ;

тагр. нов CJ Сагр ~ *агр. нов/агр

(3.88)

Формула (3.88) определяет весовой конструкции агрегатов, узлов или деталей самолета. Из этой формулы следует:



azp/oigep.m


aep.jwe


агр.тб/Сагр.

30 Сагр.,об/Сагр

Рис. 3.4. Зоны целесообразности применения более дорогой, но более легкой конструкции (агрегата, детали):

/ - зона целесообразности конструктив, него решения; зона нецелесообраГ-ности конструктивного решения

1) если Carp. нов/Сагр > ACJ/Carp, ТО СНИЖеНИСМ МЗССЫ ужб

невозможно компенсировать увеличение стоимости агрегата, узла или детали (рис. 3.4);

2) могут быть два случая, когда для компенсации относительного увеличения стоимости новой конструкции требуется такое же по величине относительное снижение ее массы, т. е. когда

агр/агр. нов ~ агр. нов/агр-

Кроме тривиального случая, когда

агр/агр. Нов - агр. нов/агр ~ 1,

возможен еще такой, когда

агр. нов

- farp.

гр. нов/Сагр = АСс/Сагр - 1.

Если известны не абсолютные стоимости г с а относительные: Ср - С. Jm и Г - г -aгp.нoв,

то формула (3.88) принимае7ввд ~ -р- -агр.

(3.89)

-агР J I Carp.нов/Сагр- 1 агр. нов дс;/ср

Записывая формулу (3.88) в виде неравенства

ДСс7Са,р-1

агр. ВОВ ДС/С -С 1С

с/ агр агр. нов/-i

-агр

(3.90)

(3.91)

получим условие целесообразности проектно-конструкторского рещения. В формуле (3.91) тагр Пагр.нов - отношение фактических значений масс новой и исходной конструкции. Зоны целесообразных рещений видны из рис. 3.4.

При решении данной задачи экономию (руб./кг) от уменьшения массы конструкции на 1 кг можно найти по следующей формуле;

АСс = у.ш 126ЕРо + 0,53Сс (1 - Щ + 400 (ср С)крейс], (3.92)

где = 1, если [ра, Ро) = const; = О, если (S, Pq) = const.

Удельная стоимость самолета Сс, входящая в (3.92), находится с помощью формулы (3.8) (следует Сс разделить на Шпуст)-

Для прикидочных расчетов АСс (руб./кг) можно пользоваться следующими простыми зависимостями:

при {ро, Ро) = const АС* iJKm; при (S, Ро) = const АСс 38хт.

в заключение рассмотрим примеры, иллюстрирующие метод весовых эквивалентов стоимости конструкции.

Пример 1. Целесообразно ли детали из алюминиевого сплава Д16-Т, работающие в основном на растяжение, заменять деталями из стеклопластиков АГ-4С или ВФТ-2СТ, если последние легче на (17...25) %, но в2,4...6,4 раза дороже?

Предполагается, что по жесткостным, усталостным и другим характеристикам указанные стеклопластики удовлетворяют требованиям, предъявляемым к конструкции.

Основные данные сравниваемых материалов приведены в табл. 3.6, где р - плотность; Е - модуль упругости; 0в - временное сопротивление разрыву; Оо,2 - нормальное напряжение при относительном удлинении 0,2 %.

Рассмотрим задачу применительно к четырем типам дозвуковых пассажирских самолетов, основные данные которых даны в табл. 3.7. Исходная удельная стоимость агрегата, узла или детали Сагр=2,2 руб./кг (себестоимость изготовления из Д16-Т). Найдем по формуле (3.90) относительный весовой эквива-

Таблица 3.6 Характеристики материалов и деталей (к примеру 1)

Характеристики

р, кг/см Е, даН/см Ов, даН/см ао.2, даН/смЧ (оо,2/р)-10-*, даН-см/кг Стоимость материала, руб./кг Средняя себестоимость деталей, руб./кг

Относительная себестоимость деталей, % Относительная масса, %

Д16-Т

АГ-4С

ВФТ-2СТ

2,8-10-3

1,8-10-3

1,9-10-3

7,2-10

1,2-10

4-105

4,5-103

4-103

6-103

2700

2100

3200

9,65

11,7

16,9

5,24

82,5

70 ... 75



Таблица 3.7 Экономия от уменьшения массы агрегата, узла или детали на 1 кг для дозвуковых пассажирских самолетов (к примеру 1)

Овновные исходные данные

№ самолета

Щ, КГ VKPettc. км/ч tpac4, км

12500

25000 800 1800

50000 850 2000

140000 900 5000

(S, Ро) = const (Ро, Ро) = const

ДСс руб./кг

74,0 150,0

72,0 138,5

79,5 150,5

102,5 200,0

лент стоимости. Например, для материала АГ-4С применительно к самолету № 1 имеем

агр J Сагр. нов/Сагр - 1 2,38 - 1

--= 1

агр. нов ДС*/Сагр

Фактическое отношение

74/2,2

{ агр/Пагр. нов)факт = 100/82,5 =1,21. Результаты расчетов даны в табл. 3.8, из которой следует, что во всех рассмотренных случаях замена сплава Д16-Т стеклопластиками АГ-4С и ВФТ-2СТ целесообразна.

Если узлы или детали из стеклопластика АГ-4С будут дороже не н 2,38 раза

тс - Р ° S % по сравнению с узлами из

Д16-Т, той вэтом случае переход на стеклопластик будет оправдай.

Результаты расчетов (к примеру 1)

Таблица 3.8

Характеристика

Номер самолета

АГ-4С

ВФТ-2СТ

АГ-4С

ВФТ-2СТ

Относительный весовой эквивалент (3.90) / тагр \ \ ОТагр. нов /факт

1,041 1,21

1,159 1,33 ... 1,43

1,042 1,21

1,163 1,33 ... 1,43

Характеристика

Номер с

амолета

АГ-4С

ВФТ-2СТ

АГ-4С

ВФТ-2СТ

Относительный весоюй эквивалент (3.90)

/ тагР \

n агр. нов / факт

1,038 1,21

1,149 1,33 ... 1,43

1,03

1,21

1,15 1,33 ... 1,43

Таблица 3.9

Характеристики материалов (к примеру 2)

Характеристики материалов

ЗОХГСНА

ВТ-14

р, г/см Е, даН/см* Ов, даН/см* Ofl.j, даН/см* (aв/p)10 даН-см/кг (%JP)-10 даН-см/кг

7,85 21-10 18 000 9 500 22,9 12,1

4,52 11-10 14 000 13 000

28,8

Пример 2. Целесообразно ли заменить болты из стали ЗОХГСНА болтами из титана ВТ-14, если стоимость болтов возрастет с 2 руб./кг до 25 руб./кг, а масса их уменьшится на 26 %?

Основные характеристики рассматриваемых материалов при нормальной температуре даны в табл. 3.9.

Предполагается, что удельная усталостная прочность титановых болтов не хуже, чем стальных.

Возьмем для примера те же типы дозвуковых самолетов, что и в предыдущем примере (см. табл. 3.7). Тогда Сагр = 2 руб./кг; Сагр.нов = 25 руб./кг,

тагр/ОТагр. нов = 1,35.

Определим далее по формуле (3.88) минимально допустимое отношение массы стальных и титановых болтов (тс. б/мт. 6)rain.

Результаты расчета таковы:

Номер самолета (тс.б/Пт.б)т1п

1,311

1,318

3 4 1,290 1,225

Так как фактическое отношение масс в 1,35 раза больше, чем минимально допустимое для всех рассматриваемых типов самолетов, то можно сделать вывод о целесообразности применения титановых болтов, исходя из рассмотрения противоречия масса - стоимость (если ДС = 115 руб./кг).

Следует подчеркнуть, что полезный эффект будет тем больше, чем раньше реализуется его внедрение в процессе проектирования.

Применение нелегированного титана (например, ОТ-4-1) в качестве жаропрочного материала вместо стали в несиловых конструкциях (выхлопные трубы, противопожарные перегородки, трубопроводы обогрева и т. п ) еще более оправданно, чем применение силовых титановых конструкций, так как несиловые титановые конструкции, хотя они и значительно дороже, получаются примерно вдвое легче стальных.

Пример 3. Целесообразно ли пол пассажирской кабины из алюминиевого сплава Д-16Т заменять на пол из углепластика, если он будет вдвое легче, но в 10 раз дороже?

Допустим, что Сагр = 5 руб./кг и Сагр. нов = 50 руб./кгч Проделан те же операции, что и в предыдущем примере, получим ответ: если ДС* > 100 руб./кг, то замена целесообразна.

Пример 4. Целесообразно ли в колесных тормозах тяжелых пассажирских самолетов применять бериллиевый сплав взамен стали, если при этом конструкция будет вдвое легче, но в 65 раз дороже?

Исходные данные: Сагр = 2 руб./кг; Сагр. нов = 130 руб./кг; Сагр. нов/Сагр

- Сагр. нов/Сагр =65; ас; = 440 руб./кг.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

© 2011 - 2024 www.taginvest.ru
Копирование материалов запрещено